Директор выставки «Лето-2015» Михаил Мальцев: «Хотелось бы, чтобы человек мог путешествовать и на Канары, и на Байкал»

В начале апреля в Екатеринбурге пройдет очередная туристическая выставка «Лето–2015». Среди постоянных участников выставки – ведущие туристические компании, крупнейшие туроператоры России, ближнего и дальнего зарубежья, туристические представительства иностранных государств, авиакомпании и отели, страховые компании, банки, туристическая пресса. О том, чем нынешняя выставка отличается от всех предыдущих, какие тенденции отмечаются на сегодняшнем туристическом рынке, мы поговорили с ее организатором Михаилом Мальцевым, директором компании «Экспоком».

Не секрет, что в связи с экономической ситуацией в стране, в связи с ростом валют и т. д. многие турфирмы закрываются, испытывая недостаток клиентов. С какими еще трудностями пришлось столкнуться турис­тической отрасли за последний год?

Сместились акценты, и это понятно и совершенно ожидаемо. Приятно видеть растущий интерес к внутреннему туризму. В первую очередь к Краснодарскому краю и Крыму, и мы этому рады. Виден интерес и к соседним областям, и к тем направлениям, которые стали для нас большей экзотикой, чем даже редкие страны Юго-Восточной Азии, я имею в виду Байкал, Камчатку, Алтай, Сахалин. Несмотря на то, что выездной рынок просел в среднем на 50%, в первую очередь это отразилось на европейских направлениях, общее количество участников выставки увеличилось, изменились направления, сама структура выставки.

То, что региональный туризм в этом году вырастет, – это вполне понятно. А отельная база готова будет принять возросший поток туристов?

Осенью в Екатеринбург приезжала делегация представителей города Сочи во главе с мэром Сочи господином Пахомовым. Ему задали вопрос, какое количество туристов они желали бы принять. Они назвали цифру, которая прозвучала фантастически – 5.8 миллионов. И это за сезон, даже не за год. Да, они считают, что у них есть такой номерной фонд и они готовы разместить такое количество отдыхающих. Что касается Крыма, то в прошлом году там была превышена планка в 2 миллиона российских туристов, в дальнейшем задача также подойти к цифре в 6 миллионов. Но так как полностью потерян украинский рынок, несмотря на то, что количество российских туристов выросло, количество приезжающих резко упало. Восполнить этот пробел будет очень сложно, хотя бы потому, что в то время, когда Крым принадлежал Украине, большую часть отдыхающих составляли автотуристы, жители соседних областей, которые просто приезжали на машине. Нам до тех пор, пока мост не будет построен, приходится основной упор делать на авиасообщения. И здесь важно понять стоимость и то, какие игроки будут работать по крымскому направлению.

Задача туристического сообщества сделать все, чтобы восполнить потери, и в течение ближайших двух-трех лет мы должны подойти к цифре 6 миллионов, это вполне реально. Нам на выставке предстоит обсуждать вопросы готовности Крыма, готовности санаториев-профилакториев к тому уровню потребностей, которые есть у наших граждан, которые сформировались за годы отдыха за рубежом. Наша задача в контакте с коллегами провести анализ всех возникающих проблем.

В выставке «Лето-2015» примут участие специалисты из 15 стран мира. С чем вы связываете интерес зарубежных представителей туристического бизнеса к нашему рынку? Означает ли это, что зарубежные парт­неры чувствуют потенциал российского туриста, его стремление путешествовать не смотря ни на что?

Есть страны, экономику которых без нашего туриста уже сложно представить. Если говорить о европейском туризме, то это такие излюбленные россиянами мес­та, как Чехия, Венгрия. Это наиболее возвратные направления, по возвратности они вполне конкурируют с Турцией. И в отличие от Турции, у многих в Чехии есть объекты недвижимости, учатся в высших учебных заведениях дети, некоторые там работают. Что касается Венгрии, то у нас дипломатические отношения, например, подписано соглашение между Екатеринбургом и городом Мишкольтц о сотрудничестве. И Балатон россияне любят еще с советских времен, и Будапешт – как экскурсионное направление. Интерес безграничен, поэтому эти страны будут представлены многогранно, разными регионами. Наша задача не просто продемонстрировать их на стенде, а создать ту необходимую плотность контактов между туристическими сообществами, чтобы это привело к практическим результатам. А практический результат – это увеличение туристского потока.

Остались ли крупные игроки турбизнеса верны выставке «Лето» этой весной?

Да, практически все наши давние партнеры заявили об участии, среди которых Anex Tour, Natalie Tours, Tez Tour, Sunmar, «Европорт», Pegas tour, Алеан, Дельфин и многие другие. Свои туристические возможности представят международные участники из Чехии, Венгрии, Болгарии, Кореи, Словении, Турции, Германии, Италии, Испании, Норвегии, Хорватии, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и др.

Какие изменения в составе экспонентов, на ваш взгляд, заслуживают особенного внимания?

Одной из ключевых тем выставки в этом году будет лечебный туризм. Количество санаторно-курортных, санаторно-рекреа­ционных и просто медицинских учреждений будет настолько велико, что мы выносим их в отдельный блок, и он будет представлен как здравницами, которые находятся рядом с Екатеринбургом, так и зарубежными курортными и медицинскими учреждениями. Запланирован ряд мероприятий, на которых специалисты в сфере медицины проведут мастер-классы для турагентов, чтобы рассказать о тонкостях такого сложного, специфического продукта, как медицинский туризм. Год от года не пропадает интерес к Израилю — и к его лечебным, и к его паломническим турам. В выставке будут участвовать также представители из медучреждений Словении, Германии, Греции, Чехии и др.

А что делать тем туристам, которые пока не готовы отдыхать в России, но уже не могут позволить себе Европу?

По нашим ожиданиям Европа не будет дороже Турции и Египта. Во-первых, доллар вырос по отношению к евро. Во-вторых, ряд консульств, особенно присутствующих здесь, на практике упростили визовый режим. В-третьих, мы видим, что для российского рынка есть специальные предложения на период кризиса. Российского туриста стараются удержать любой ценой, идут на существенное снижение стоимости по контрактам. Особенно это касается тех стран, чья экономика на них очень завязана: масса объектов недвижимости, рестораны, прочая инфраструктура ориентированы на российского туриста. Они нужны и важны. Тем более экономический кризис – явление временное. Заблуждение считать, что пляжные направления северной Африки или пляжные направления Турции будут дешевле, чем Европа.

То есть все-таки путешествуем по России?

Многие наши туристы лучше знают Европу, чем свою область или Урал. Конечно, хотелось бы, чтобы человек мог путешествовать и на Канары, и на Байкал. Но нужно учитывать современные реалии. Одна из задач выставки – создать межрегиональные турпродукты. Свердловская область – Челябинская область, Свердловская область – Пермский край и т.д. Например, автомобильный туризм. Но здесь, конечно, в первую очередь нужны хорошие дороги.

...и хороший сервис.

Над этим тоже предстоит работать на выставке. Будут представлены учебные заведения, которые готовят профессионалов, и готовят их успешно. Это в первую очередь УрФУ, Институт туризма и ряд других вузов. Будет идти общение, обмен опытом. Это действительно важная проблема и мы решаем ее год от года. И уровень сервиса растет, пусть не так быстро, как нам бы хотелось, но растет. Ведь ситуация, которая была с сервисом и гостиничным хозяйством пять-семь лет назад и сейчас — это совершенно разные истории.

В рамках «Лето-2015» пройдет международная выставка зарубежной недвижимости. Неужели коммерческая и жилая недвижимость за рубежом по-прежнему пользуются спросом?

Удивительно, но это действительно так. Экономическая ситуация на европейских рынках подогрела покупательский интерес россиян к зарубежной недвижимости. В рамках выставки объекты недвижимости представят участники из ОАЭ, Греции, Болгарии, Испании, Швейцарии, Италии, Германии, Кипра.

Легко ли туроператоры, занимающиеся, в основном, зарубежным туризмом, переориен­тируются на туризм внутренний? Умеют ли они продавать российские направления?

Мы отмечаем, что ряд транснациональных, крупных операторов, которые работали по зарубежным направлениям, делают только первые шаги на российском рынке. Грубо говоря, проще продать 20 путевок в Турцию, чем одну в Челябинскую область. И этот сезон будет, конечно, сложным, но и полезным. Выработаются новые технологии продаж, технологии маркетинга, чартерные программы наземного обслуживания турпродукта, которого у нас ранее не было. Многое будет зависеть от принимающих сторон, они могут одним контрактом обеспечить загрузку, удовлетворить спрос. Конечно, есть определенные сложности. Некоторые крупные операторы имеют свои представительства на Украине, в Киеве, что связывает им руки в возможности работать по Крыму. Они работают по Сочи, но начать чартерную программу по Крыму считают рискованным. Ряд операторов опасаются монополии со стороны крупного федерального авиаперевозчика — это связано с расписанием прилетов и отлетов, чтобы людям было удобно. Эти вещи мы еще никогда не проходили, мы еще не понимаем, какими будут летние потоки и какие с этим связаны сложности. Большой вопрос, справятся ли отделы бронирования и персонал с такой нагрузкой и с новыми требованиями. Задача туристической отрасли сделать этот процесс безболезненным, мягким, удобным. Выставка, отчасти, решает эти задачи - запланировано более 50 деловых мероприятий, презентаций, мастер-классов и т. д.

Как будет представлен на выставке туристический потенциал Свердловской области?

Она заявлена отдельным стендом, где будет представлен туристический проект «Самоцветное кольцо Урала». Наша задача сделать Свердловскую область привлекательной для зарубежных и внутрироссийских инвесторов. Проект «Самоцветное кольцо Урала», разработанный Уральской ассоциацией туризма при поддержке министерства экономики Свердловской области, получил финансирование по линии федеральной целевой программы, и сейчас мы видим интерес частных инвесторов к этой программе и наша задача привлечь инвестиции в сферу туризма в Свердловской области и на Урал в целом. На выставке можно будет пообщаться с главами муниципальных образований, задать интересующие вопросы, узнать, как инвестор прогарантирует загрузку того или иного объекта. Должна быть слаженная совместная работа турсообщества и муниципальной власти, которая проявит свою заинтересованность в туризме. Задача выставки продемонстрировать готовность обеих сторон.

Сократились ли в этом году полетные программы?

Полетная программа крайне сокращена с точки зрения географии. Рейсы будут сокращаться или добавляться в зависимости от спроса. Это нормальная практика, так было и все предыдущие годы. Общее количество билетов по массовым направлениям, конечно, будет меньше. На ряд излюбленных нашими туристами направлений не будет прямых рейсов — это Канарские острова, Болеарские острова, ряд направлений островной Греции. Трагедии в этом никакой — туристы могут воспользоваться московскими авиаузлами. Чартерная программа, которая будет представлена, выглядит полноценно, ассортимент предложений с вылетом из Екатеринбурга весьма достойный.

Я убежден, что пришедший на выставку посетитель обязательно найдет для себя что-то важное и интересное, от близлежащих турбаз до такой экзотики, как Коморские острова. Можно будет даже поговорить с жителями этих островов и узнать, что они предлагают.

Система Orphus