Вагоны из космоса для земных задач

Продолжаем наш проект «Сделано в России», посвященный производственным успехам российских предприятий. Его цель – еще ярче показать компании, являющиеся системообразующими для регионов РФ, способными внести свой вклад в импортозамещение. В рамках проекта мы предложили корпорации «Уралвагонзавод» рассказать о выпуске инновационных видов продукции, мало известных россиянам. В отличие от «айфона на колесах» – знаменитого низкопольного трамвая необычного дизайна, о котором мы рассказывали в предыдущих выпусках журнала, о хоппер-вагонах УВЗ мало кто слышал. Между тем уральский вагон для перевозки минеральных удобрений стал мировой новинкой. Подробности рассказал главный инженер ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Юрий Шаньгин.

Юрий Павлович, когда появились первые модернизированные вагоны-хопперы? Для чего они предназначены? Что такое «хоппер» вообще?

Хоппер - это грузовой вагон с кузовом в форме воронки, в нижней части которой расположены люки (по-английски — «хопперы»). Вагон-хоппер для минеральных удобрений модели 19-5167 с кузовом из композитных материалов Уралвагонзавод продемонстрировал в 2013 году на выставке в Щербинке. Он был разработан впервые в мировой практике. Кузов из композитного материала изготовлен методом так называемой вакуумной инфузии.

Вагоны-хопперы выглядят современно и стильно. На фото видно, что сыпучие грузы защищены съемной крышкой из композитных материалов. Ее обтекаемая форма не дает задерживаться воде и имеет «космический облик».

Перед конструкторами стояла задача совместить передовой дизайн и потребительские качества или приоритет был сделан в сторону удобства, а дизайн родился сам собой?

Конструкторы прежде всего трудились над эргономичностью вагона-хоппера, решали вопросы исходя из его прочностных характеристик. Техническим заданием было предусмотрено, что кузов необходимо изготовить с возможностью крепления на металлической раме, его конструкция должна исключить возможность попадания осадков во внутреннюю полость вагона. Причем кузов вагона-хоппера должен был иметь «всепогодное исполнение» (рабочий диапазон температур: от - 60°С до + 45°С). Кроме того, необычную форму хоппера диктовало желание увеличить массу груза: снижение веса тары гарантирует большую массу перевозимого груза. Так появился необычный дизайн изделия.

В чем преимущества композитных материалов? Очевидно, они дают легкость, долговечность, влагонепроницаемость. Но зачем, например, облегчать вес вагона?

Композит – привычный материал для других отраслей промышленности, например, для авиации и космоса. А вот в железнодорожной отрасли он является нововведением. Его использование позволяет значительно улучшить характеристики вагона, а также снизить затраты грузоперевозчиков на ремонт и обслуживание изделий, увеличив их пробег между плановыми видами ремонтов. Благодаря применению в конструкции вагона инновационных решений, назначенный срок службы хоппера с кузовом из композиционного материала составит 32 года, что на 6 лет дольше, чем у цельнометаллического аналога.

Большую партию грузовых вагонов УВЗ недавно заказал Азербайджан. Какая партия вагонов отправится в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и будут ли среди них хоппер-вагоны?

В Азербайджан отправится 2900 вагонов. Однако вагон-хоппер модели 19-5167 еще не сертифицирован. Это длительный процесс. На данный момент он прошел стендовые испытания и пока не может экспортироваться.

Что дает система разгрузки с любой стороны вагона?

Это прежде всего максимальное сокращение времени разгрузки вагона и удобство разгрузки, что очень важно.

Для выпуска новых вагонов, скорее всего, пришлось значительно переоборудовать производство. Сколько времени и средств было на это затрачено? Если возникнет необходимость в увеличении выпуска вагонов, как быстро можно будет нарастить объемы?

Пока композитный вагон-хоппер не производится серийно. Вагоносборочный конвейер Уралвагонзавода переоборудуется под инновационный полувагон 12-196-01. Переналадка и модернизация коснулась мощностей цехов вагоносборочного и металлургического производств. Сейчас предприятие готово изготовить 20 000 вагонокомплектов в год. При необходимости цехи смогут мобильно перестроиться на другую модель железнодорожной продукции.

Вы не ставите на хоппер-вагонах знак «Сделано в России»? Кстати, может быть, имеет смысл разработать эскиз такого «знака качества» – по типу «Сделано в СССР». По-вашему, сейчас это актуально?

«Сделано в СССР» - это был не только признак принадлежности к определенной стране, но и знак качества. Сейчас нет знака «Сделано в России», но есть знак Таможенного Союза. Он подтверждает факт прохождения маркированной продукцией всех процедур, предусмотренных техническими регламентами, и обеспечивающими ее полную безопасность. Продукция УВЗ имеет сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза и маркируется соответствующим знаком.

Насколько конкурентоспособны новые вагоны УВЗ по цене?

Мы конкурируем с производителями на «пространстве 1520 мм» – там, где имеется колея такой ширины. Кроме того, думаю, правильнее говорить о параметре «цена-качество». УВЗ – крупнейший в России и странах СНГ производитель подвижного состава. Мы предлагаем широкий спектр изделий на любой вкус, в том числе инновационные с улучшенными техническими характеристиками. Мы гарантируем качество нашей продукции, осуществляем ее последующее сервисное обслуживание. Цена на наши изделия – взвешенная и обоснованная. Вагон-хоппер может эксплуатироваться по всей сети железных дорог колеи 1520 мм стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Он предназначен для бестарной перевозки неопасных минеральных удобрений и других сыпучих неопасных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, с выгрузкой на пунктах, имеющих приемо-разгрузочные устройства.

Продолжается ли разработка новых видов вагонов? Можно ли ждать конструкторские новинки с логотипом «Сделано на УВЗ»?

Мы не стоим на месте. В Уральском КБ вагоностроения (входит в состав УВЗ) идет постоянная работа по созданию новых образцов железнодорожной продукции. В 2013 году на выставке в Щербинке мы представили сразу 7 новых образцов, в том числе и вагон-хоппер. В нынешнем году на выставке «ТрансРоссия», которая в апреле нынешнего года пройдет в Москве, корпорация впервые покажет инновационную контейнер-цистерну модели КЦХ-ПКМ25/0,4 для химических продуктов с котлом из композиционных материалов. Ей нет аналогов в мире.

На УВЗ принята «Политика в области качества на 2015-2017 годы». Что это такое?

Это повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятиях корпорации. Обеспечение стабильного уровня ее качества, надежности и безопасности, повышение результативности системы менеджмента качества и системы менеджмента бизнеса, ежегодное подтверждение их соответствия государственным и международным стандартам. Для этого мы применяли, и будем применять инновационные методы менеджмента, работать с кадрами, осваивать новые виды продукции, услуг и модернизировать оборудование.

Кстати, сообщалось, что утверждена программа техперевооружения Уралвагонзавода в 2015 году. Коснется ли это площадок по выпуску вагонов?

Программа техперевооружения Уралвагонзавода коснется всех переделов и, конечно, вагоносборки. Предприятие направит собственные средства на приобретение оборудования для производства инновационного подвижного состава, в частности полувагона модели 12-196-01 на тележке модели 18-194-1.

Система Orphus