Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян: «Перспективы у нас широкие и светлые»

Бизнесмены и политики с нетерпением ждут третьего Российско-китайского Экспо, которое пройдет в столице Урала в середине июля. В первый раз мероприятие будет проводиться в России. Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян поговорил с корреспондентом «ФедералПресс» о важнейших аспектах делового сотрудничества между двумя странами, кроме того рассказал, чего ждет китайская сторона от грядущей бизнес-встречи.

Господин Тянь, давайте начнем наше интервью с вопросов бизнеса. Российско-китайский форум в Сочи, Петербургский экономический форум показали, что между нашими странами тесные взаимоотношения, однако в прошлом году товарооборот снизился и только в апреле этого года мы вышли на предыдущий уровень. С чем связано снижение и как, на ваш взгляд, будут складываться взаимоотношения наших стран в сфере торговли?

В последние годы вообще намечается положительная динамика в наших взаимоотношениях, прирост товарооборота между Китаем и Россией. Была выдвинута цель – увеличение товарооборота между двумя странами. В 2015 году он должен был составить 100 миллиардов долларов, а в 2020 году – 200 миллиардов. Но в прошлом году этот объем не был достигнут, мы вышли на объемы около 70 миллиардов долларов. Тут разные причины, основная – снижение конъюнктурного курса рубля, товарная структура. Думаю, что не надо смотреть на показатель товарооборота, стоит принимать во внимание другие изменения. Например, увеличение взаимных инвестиций, улучшение товарной структуры. Так, недавно Владимир Путин с деловым визитом посетил КНР. Эта поездка была удачной в плане деловых переговоров между главами двух государств. Поэтому перспективы на будущее у нас широкие и светлые.

Не могу не спросить о договоренностях по экспорту газа, и вообще – как продвигается наше сотрудничество в сфере энергетики? Все-таки этот вопрос касается непосредственно регионов УрФО.

Сотрудничество в энергетической сфере играет важную роль во взаимоотношениях между Китаем и Россией. Возьмем, например, нефтегазовую сферу, электроэнергетику, атомную энергетику, угольную – во всех сферах мы активно сотрудничаем. Уже начали строить газопровод «Сила Сибири», мы его называем Восточный газопровод, еще предполагаем построить Западный – из России в Китай. Да и главный партнер в строительстве атомных электростанций у нас Россия.

Господин консул, кто главный инвестор в строительстве газопровода «Сила Сибири»?

По уже достигнутым договоренностям строительные компании работают на территориях своих стран, но китайская сторона, конечно, предоставляет финансовую поддержку российской стороне.

О Российско-китайском Экспо, которое пройдет в столице Урала в ближайшем будущем. Чего ждут от этого мероприятия наши китайские партнеры?

В середине июля будет третье Экспо Китай – Россия. Китайское правительство уделяет много усилий этой работе. Сейчас в полном масштабе идет подготовительная работа, генконсульство также активно участвует в подготовке этого высокого мероприятия. Приезжают и высокопоставленные делегации, и многочисленные бизнесмены. Больше 300 крупных китайских предприятий будут участвовать в этой выставке. Конечно, не только партнеры выставят товары, большое внимание уделяется проведению переговоров о сотрудничестве и инвестициях. И мы уже верим, что это даст плодотворные результаты.

Господин консул, еще один вопрос – о железной дороге, которая соединит наши страны. Уже достигнуты определенные договоренности, и даже началась работа обеих сторон в этом направлении.

Строительство железной дороги – это самая важная наша задача, и она играет важнейшую роль в экономике двух наших государств. Как вам известно, мы в последние годы в Китае уделили большое внимание строительству высокоскоростной железной дороги, скорость поездов на этой дороге уже составляет 300–350 километров в час. Да и сеть высокоскоростных автодорог у нас уже сформирована, и это во многом содействует развитию экономики. Сейчас у нас достигнуты договоренности по строительству высокоскоростной дороги Москва – Пекин, и уже идут проектные работы. Первая часть будет от Москвы до Казани. Возможно, в начале следующего года проектные работы завершатся, и после этого строительство уже начнется. Второй этап строительства – Казань – Екатеринбург, далее – через Иркутск и до Пекина.

Поезда этой железной дороги не будут уступать китайским по своей скорости?

(Улыбается). Где-то около трехсот километров в час, согласно проектным документам. Я искренне надеюсь на это, а также очень хочу, чтобы сотрудники консульства в Екатеринбурге смогли без проблем и с комфортом ездить к себе домой.

Как вы оцениваете эффективность взаимодействия России и Китая в сфере туризма сейчас? Прогнозируете ли перекрестное увеличение туристических потоков?

Туризм — это очень важная часть нашего сотрудничества с Россией. В последние годы мы наблюдаем увеличение притока туристов сразу в два конца. В 2014 году Китай занимал первое место среди стран, из которых в Россию приезжают туристы. Число людей, путешествующих из России в Китай, тоже увеличивается.

Что касается китайских граждан, которые здесь живут и работают, среди них есть и туристы, и наемные специалисты, и бизнесмены, и студенты. Даже врачи есть, которые работают в поликлиниках.

С туристическими целями в основном едут, конечно, в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург и Волгоград.

С Урала же в Китай люди едут главным образом для отдыха, закупки товаров и решения бизнес-задач. Очень популярен в этом смысле город Хайнань.

Раньше рейсы из Екатеринбурга до Пекина выполнялись только три раза в неделю. Теперь их уже пять. И еще два раза в неделю можно долететь из Екатеринбурга до Харбина. Так что между Россией и Китаем передвигается много туристов.

Что китайские туристы смотрят здесь, в России, и в частности на Урале?

Уральский регион, Екатеринбург и Свердловская область довольно известны в Китае. Конечно, одна из первых целей китайских туристов — посмотреть ваши пейзажи. Кроме того, граждан Китая привлекают и интересные достопримечательности. Например, это завод «Уралмаш», где по программе обмена специалистами в 50-е годы трудились китайские инженеры и рабочие. Там, кстати, теперь есть музей, в котором выделен специальный павильон с экспонатами из Китая, среди которых много уникальных вещей. Поэтому члены китайских делегаций часто стараются посетить именно «Уралмаш». В прошлом году, например, в дни работы «Иннопрома» заместитель премьер-министра КНР господин Ван Ян тоже побывал в этом музее.

Китайский народ никогда не забудет о дружбе с советским народом, который много помогал нам, оказывал большое содействие экономике нового Китая.

Система Orphus